Тема моего доклада звучала как «Активная роль суда в рассмотрении споров семейных споров», однако, я говорила не о привычных юридических техниках, оценке доказательств и тактике поведения в суде, а больше о нравственных аспектах в разрешении одних из сложных категорий споров.
Мы по обыкновению на таких конференциях рассуждаем о нормативно-правовом регулировании спорных отношений, о формировании судебной практики, когда семейный спор рассматривается в суде, то есть анализируем его последствия, но не говорим о причинах конфликта, возникшего у сторон – человек, которые обратились в суд за помощью.
Прозвучавшая фраза от одного из участников конференции о том, что дела о расторжении брака - стандартные и обычные, меня навела на мысль: мы все даже не заметили, как развод/разлад в отношениях, изначально построенных на любви и доверии, стал обычным делом.
В активной жизни, в погоне за бытовым устройством семьи, мы забыли, что фундаментом настоящего союза супругов, их гармоничных отношений является чувство ЛЮБВИ, в котором соединенные не кровным родством мужчина и женщина, проживая совместно длительное время, становятся по истине «кровными» родственниками, то есть их союз связан нечто большим, чем только взаимное уважение, доверие, ежедневное распределение функций.
Семейные отношения, представляющие в первую очередь личные взаимоотношения между членами семьи, имеют особый, уникальный, отличный от отношений, регулируемых другими отраслями права, статус и ценность как для субъектов этих отношений, так и общества в целом.
Как сохранить гармонию в личных отношениях - важная задача, которая должна стоять перед лицами, вырабатывающих государственную политику и механизмы в области охраны семьи и семейных отношений.
Когда нарушается баланс личных отношений, между членами семьи происходит разлад, перерастающий в конфликт, и возникает спор.
Семейный спор становится семейно-правовым или спором о праве в тот момент, когда конфликт не удается урегулировать самостоятельно членами семьи и, опираясь на нормы Семейного кодекса РФ, за его разрешением они вынуждены обращаться к посторонним лицам, обладающим соответствующими полномочиями.
Суд - последняя инстанция для защиты прав и интересов, а судья - тот человек, который призван помогать решать проблемы человека. Здесь я акцентировала внимание на доверии к человеку, который имеет статус судьи, облачившийся в черную мантию, скрывает свои размышления в ходе судебного разбирательства.
Доверие - уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь. Доверие наступает лишь в том случае, когда человек известен и по своей порядочности, искренности способен разрешить спор по совести, то есть вынести справедливое решение.
Интересно отметить, что рост академического интереса к проблеме доверия: по данным Web of Science, с 1995 по 2015 г. было написано около 15 000 статей, в то время как с 1964 по 1995 г. немногим более 1000.
С чем это связано? По моему мнению напрямую с назначением судей. Так, если в советский период народные судьи и народные заседатели избирались, причем последние избирались непосредственно коллективом граждан, то в настоящее время судей, за исключением мировых, назначает Президент России своим указом.
Как достичь максимального доверия и разрешать споры таким образом, чтобы стороны оставались удовлетворены и довольны, и результатом судопроизводства было исчерпание самого конфликта – вопрос, ответ на который в рамки права не умещается.
Очевидно, что на настоящем этапе в период конвейерного правосудия сложно говорить об этом, но уже сейчас делать попытки в разрешении семейных споров, проявляя чувство человеческого сострадания, сопереживания, необходимо.