XI. Гражданство
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 828 от 08.07.97 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ» Министерству внутренних дел РФ поручено было осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ.
Однако, оснований для замены паспорта гражданина СССР не имелось, поскольку гражданство Российской Федерации отсутствует в связи со следующим.
1. В п. 1 ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. № 1948-I (в первоначальной редакции) действительно указано, что гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона (06.02.1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Однако признание лица гражданином на основании указанной нормы Закона имело единовременный и односторонний характер (лицу, проживающему в России, лишь давалась ограниченная по времени возможность официально заявить о своем нежелании состоять в российском гражданстве) и не предполагало какой-то специальной процедуры или какого-либо участия лица в этой процедуре.
Гражданство, приобретенное по рождению, не может зависеть от декларативного положения закона. Правовая связь с тем или иным государством, также не может устанавливаться только волей законодателя и лицами, обладающими законодательной инициативой, то есть определенным количеством лиц.
На основании Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» возникла в пространстве Российская Федерация путем переименования одного государственного образования РСФСР на другой — Российская Федерация. Подробнее об этом.
В связи с этим, в Закон РСФСР «О гражданстве» от 28 ноября 1991 г. были внесены изменения. Законом РСФСР он продолжал оставаться вплоть до вступления в силу 22.07.1993 г. Закона РФ от 17 июня 1993 г. № 5206-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», согласно п. 1 которого в названии и тексте Закона слова «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» и «РСФСР» заменены словами «Российская Федерация».
Пунктом 2 ст. 49 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» предусмотрено, что международные договоры бывшего СССР по вопросам гражданства применяются на территории РСФСР, а с 22 июля 1993 г. (после внесения изменений в наименование) - на территории Российской Федерации.
Возникает вопрос: если РФ = (считает себя) РСФСР, то почему гражданин РСФСР НЕ = (не признается) гражданином РФ, рожденным от родителей-граждан РСФСР, ведь они проживали на территории своего государства РСФСР (СССР)?
Если граница РФ в пределах границы РСФСР, то почему не признают автоматически гражданами РФ всех, кто родился на территории РСФСР или от родителей-граждан РСФСР?
Почему статьей 13 введены особые условия признания гражданства РФ для граждан РСФСР? Не проживание днем раньше и днем позже 6 февраля 1992 года даже для лиц, находящихся в длительных командировках, лишало их гражданства? Для чего выдумали дифференцированный, формальный подход к гражданству? Одним росчерком пера лишили человека правовой связи со своим государством, Земли, Родины, наконец.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял содержание ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР».
Так, в Постановлении от 16 мая 1996 года №12-П Конституционный Суд Российской Федерации выявил нарушение конституционного права на гражданство именно в практике его регистрации, поскольку она исключала признание гражданства по рождению (по правилам статьи 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР»), вследствие чего граждане России фактически теряли свое гражданство вопреки части 3 статье 6 Конституции Российской Федерации без их свободного на то волеизъявления.
Тем же Постановлением Конституционный Суд РФ признал неконституционным п. «г» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» в той части, в какой неопределенность его положений позволяет применять процедуру регистрации, т.е. приобретения российского гражданства, в отношении лиц, которые имеют на него право по рождению. Суд исходил из того, что признание их гражданства не требует от них каких-либо действий или вынесения о том какого-либо решения.
Из названного Постановления следует, что эта регистрация была предусмотрена п. «г» ст. 18 поименованного Закона как особый временный порядок приобретения гражданства, что она не противоречила Конституции Российской Федерации лишь постольку, поскольку была неприменима к российским гражданам по рождению, и что уведомление гражданина бывшего СССР о том, что он прибыл в Россию для постоянного в ней проживания, должно быть согласовано с его намерением продолжить российское гражданство по рождению.
В Определении от 21 апреля 2005 года № 118-О Конституционный Суд Российской Федерации установил, что признание российского гражданства по рождению в отношении родителей является в силу принципа «права крови» (jus sanguinis) основанием признания того же гражданства по рождению и в отношении их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он сам не утратил это гражданство по своему свободному волеизъявлению. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации выявил эффект «переживания» отдельных положений Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» после того, как сам Закон утратил силу, причем несмотря на то, что пункт «а» части первой статьи 12 во взаимосвязи со ст. 3 действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ предусматривает приобретение российского гражданства по рождению именно ребенком до восемнадцати лет.
Однако, такие акты Конституционного суда РФ лишь прикрывают формальный, особый порядок признания гражданства РФ в отношении граждан СССР, родившихся на территории СССР, и их детей и по каким-либо причинам отсутствовавших в РСФСР (РФ) в определенный день, и одновременно лишают возможности приобрести гражданство РФ. Указав на исключительный порядок признания гражданства за такими гражданами СССР, Конституционный суд не осмелился признать ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» полностью неконституционной и противоречащей нормам международного права.
Тем не менее, есть судья, осмелившийся высказать иную позицию — это судья Конституционного суда Российской Федерации К.В. Арановский.
В своем мнении к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года по жалобе Кухарева Олега Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», статей 13 и 18 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» К.В. Арановский приходит к следующему:
«Отказ детям российских граждан в оформлении их российского гражданства несовместим и с конституционным народовластием в демократическом республиканском государстве, где носителем суверенитета и единственным источником власти, согласно статьям 1 (часть 1) и 3 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ России...»
«...службы исполнительной власти не вправе решать по своему усмотрению, кому из рожденных в гражданстве лиц состоять в российском народе, а кому в этом отказать и какими процедурно-документальными условиями обставить признание или продолжение их гражданства. Такие условия можно ставить лишь заблаговременно, только законом и лишь для лиц, которые прежде не состояли в российском гражданстве, не имели прав на его признание, а в случае отмены (аннулирования) акта об их приеме должны вернуться в прежнее состояние...»
«...В отношении же граждан, рожденных в российском гражданстве, даже государство не вправе решать, считать ли их гражданами России и кому из них отказать в гражданстве со ссылкой на дефекты процедурно-документального его оформления и на плохое поведение.
Важно иметь в виду, что действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает признание российского гражданства на иных, чем прежде, условиях и распространяет его, согласно ч. 3 ст. 41.1, на лиц (и на их несовершеннолетних детей), проживающих в Российской Федерации, имевших прежде гражданство СССР, получивших паспорт российского гражданина до 1 июля 2002 года, притом что приобретение ими российского гражданства в установленном порядке не состоялось, и при условии, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа о праве на проживание в иностранном государстве. Признание гражданства на таких условиях представляет собой, по сути, отдельный льготный порядок принятия в гражданство, когда лицо становится гражданином не от рождения, а со дня первичного получения паспорта — п. «а» ч. 2 ст. 47.1. Взятые вместе, эти условия определяют юридически значимые предпосылки к установлению длящихся связей между лицом и государством, которых, однако, по закону недостаточно, чтобы они были равнозначны рождению в гражданстве и сами по себе обязывали государство признать лицо своим гражданином без положительного о том решения».
Из приведенных положений следует, что человек не может быть признан гражданином, как и лишен гражданства, приобретенного им по рождению, лишь по желаю законодателя и лиц, лоббировавших все законы о гражданстве, разве, что по воле самого человека.
2. Новым Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ в редакции Федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ, которым закон дополнен главой VIII.1, гражданства Российской Федерации лишены все люди, имевшие гражданство СССР, проживающие на территории Российской Федерации, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке (ч. 3 ст. 41.1).
Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации содержится в ст. 41.2 Федерального закона. Так, в ч. 1 указано, что лица, указанные в ч. 3 ст. 41.1 данного закона, если они обратились с заявлением о признании их гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и, если отсутствуют основания отклонения заявлений, предусмотренные пунктами «а», «б» и «в» ч. 1 ст. 16 закона.
Из этого следует, что граждане СССР, получившие паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 г., и не подавшие заявление о признании их гражданами Российской Федерации, не имеют статус гражданина РФ. Поскольку соответствующее заявление на признание гражданства РФ я, к примеру, не подавала, то отсутствует правовая принадлежность к Российской Федерации.
Учитывая, что при обмене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ такая норма отсутствовала, а также никто не объяснял тонкости состоявшегося обмена, то определенная группа лиц оставила миллионы людей без правой связи с РФ.
3. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Данная статья вступает в противоречие с п. 3 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», согласно которому паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
Паспорт гражданина по аналогии со свидетельством о регистрации права собственности или иного права на имущество, которое лишь подтверждает наличие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но правоустанавливающим документом (основанием приобретения) является, например, договор купли-продажи, дарения и проч., не является доказательством принадлежности тому или иному государству. А в данном случае вопиющее нарушение права человека на гражданство, поскольку паспорт, выданный одним государственным образованием (СССР) не может удостоверять личность другого государственного образования (РФ).
Кроме того, паспорт гражданина РФ выдавался и выдается со многочисленными нарушениями. В частности, нарушением п. 87.2 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, утвержденного приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391, а также по иным основаниям.