Исследования в области урегулирования споров, возникающих из семейных отношений, позволили расширить знания о межличностных человеческих отношениях.
Значение семьи как общности в социальном и правовом аспектах столь велико, что оно расширено до термина «правовая семья», применяемого в правоведении. По мнению В.Н. Синюкова,
«правовая семья — это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, в первую очередь ментальных, стилевых структур права и исторической специфики его формирования»
(см.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В.Н. Синюков. - 2-е изд., доп. - М.: Норма, 2010. С. 200.).
Правовая система, в свою очередь, отражает культурные, социально-экономические, политические особенности общества.
Теории правовых систем имеют в своей основе семью и взаимоотношения между её членами.
Члены общества находятся в постоянном взаимодействии, создавая, изменяя и контролируя правила совместной жизнедеятельности, осознавая это или нет. Правила общественного поведения изменяются в ходе социокультурной эволюции народов как в границах одного государства, так и нескольких, и человечества в целом. Поэтому правопорядок общественных отношений объединяет не только членов нескольких семей в границах одного государства, но и нескольких государств.
В теории государства и права выделяют славянскую правовую семью, появление которой зарубежные специалисты связывают с распадом мировой социалистической системы. Это страны социалистического содружества — СССР, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния. В связи с прекращением существования на международной карте мире СССР, Чехословакии, Югославии социалистическая система претерпела изменения, в том числе в сфере права, правотворчества, нормативного регулирования общественных отношений.
Несмотря на то, что российское право считают самобытным и уникальным по своим историческим, социально-политическим, бытовым, духовным, многонациональным основам (см.: Марченко М.Н. Является ли правовая система России составной частью романо-германской правовой семьи? // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2008. С. 593-595.), оно более сближается с романо-германской правовой семьёй, имеющей корни в римском праве.
Изучение римского права обращает к толкованию терминов на латинском языке, значение которых отчасти схоже со словами на старо-славянском языке. Однако толкование, например, основого понятия римского права широко распространенного латинского слова "iuris" привело к санскритскому языку, который позволяет расскрыть глубокий (истинный) смысл слова. Истоки, в свою очередь, имеют сакральное (божественное) значение. Ближайший к санскритскому языку - это славянский язык.
Поэтому славянское право, в первую очередь, это культура смыслов слов, значение которых было утрачено, интерпретировано под воздействием латинской терминологии, применяемой до настоящего момента.
Славянское право — тонкая грань между правом материальным (уже существующем, зримом) и нравственностью, но всегда представляет чистое и ясное явление⭐️, как это понимали и, что важно, носили знания об этом, славяне.
Несмотря на то, что носители старо-славянского и санскритского языков ныне не живут (или пока мне не встречались), культура поведения, духовно-интеллектуального мыслетворчества, образного восприятия мира, сохранившаяся у носителей славянских и родственных с ними языках, позволит сформировать правовую систему славянского права этносов и народов славянской семьи.
Этому посвящены мои исследования в разных направлениях жизнедеятельности человека, не ограничиваясь правом и историей права.
С имеющимися на сегодняшний день результатами исследований предлагаю вам ознакомиться.